Утилизационный сбор: министр говорит о необходимости изменений

Антон Алиханов, министр промышленности и торговли России, подтвердил, что процесс изменения методики расчета утилизационного сбора продвигается к своему завершению. В ходе заседания Государственной Думы он разобрался с возникшим вопросом повышения этого сбора, который поднял депутат от КПРФ Алексей Корниенко. По информации, предоставленной Минпромторгом, в первые девять месяцев 2025 года более 73% автомобилей, попавших на российский рынок, ввезли физические лица. По мнению Алиханова, если такая ситуация продолжится, новые автомобильные заводы в стране смогут столкнуться с закрытием, а это приведет к снижению числа рабочих мест. Углубляясь в вопросы депутатов, министр отвечал на народное возмущение жителей Дальнего Востока относительно изменения в расчете утилизационного сбора. Он отметил, что на протяжении прошлого года сбор для юридических лиц был повышен, однако это не серьезно повлияло на рыночные цены: по показателям официальных продаж наблюдается, что цены в финансовых салонах остаются стабильными, а в некоторых случаях даже снизились. Министр озвучил, что между ценами на автомобили от юридических и физических лиц наблюдается явное различие, что подрывает функциональность рынка. Алиханов подчеркнул, что практика «серого импорта» остается довольно распространенной по всей стране и создает искажения в секторе. Кроме того, по словам министра, финансирование через утилизационный сбор, которое служит важным источником доходов для федерального бюджета, в текущем году значительно снизилось. Он отметил необходимость сокращения бюджетных расходов на 110 миллиардов рублей и анонсировал возможные дальнейшие сокращения до 124 миллиардов рублей, что подтверждает недополучение средств. Министр напомнил, что необходимо защищать отечественного производителя, чтобы сохранить рабочие места в промышленности, связанном с автомобилестроением. Он отметил, что либо забрать все пошлины и барьеры, но тогда это может привести к закрытию производств. На данный момент утилизационный сбор затронет лишь автомобили с мощностью более 160 л. с., при этом остается свыше 80% бензиномобилей вне воздействия повышений. В ожидании запланированного на 11 октября во Владивостоке митинга против повышения сборов, общественное мнение активно обсуждает изменения на автомобильном рынке. Эксперты подчеркивают, что увеличение сборов может спровоцировать резкий спад поступлений в автоиндустрию и смежные области.